Исследование процесса пресыщения (Занятие для группы)
Цель экспериментаВыяснить, каким образом изменяется деятельность экспериментируемого при длительном выполнении однотипного задания, возникают ли признаки психического пресыщения (по А. Карстен).
МетодикаИспытуемому предлагается выполнить такое задание, как, например, проводить линии, отрезки, рисовать круги, овалы. При этом испытуемому выдают или целую тетрадь с минимумом 18 листов или стопку бумаги, чем больше, тем лучше. Если занятие проходит в группе, то каждому нужно дать примерно одно и тоже количество.
ИнструкцияЭкспериментатор даёт задание – чертите отрезки. Через пару минут – круги, овалы, прямоугольники, не имеет значение. Главное, сохранять беспристрастность в голосе. Если в группе задают вопросы по подобию : «А сколько чертить», руководитель отвечает «Сколько вам захочется»
Процедура опытаИсследования А. Карстена и И. М. Соловьева, показали, что сначала испытуемые очень чётко и без вопросов выполняют предложенное им задание. Но, при прохождении короткого времени (обычно через пять – десять минут), они начинают немного изменять задание, допустим, было предложено рисовать прямые отрезки, некоторые из них оказываются больше или меньше, жирнее, тоньше. Испытуемые, сами того и не подозревая, меняют смысл задания. Или исследуемые меняют темп работы, вычерчивают объекты или наоборот, стараются нарисовать как можно быстрее большое количество предметов предложенных. В некоторых случаях испытуемые, чтобы отвлечься от монотонной работы, начинают настукивать какой-либо ритм свободной рукой или напевать тихо, выбивать ритм ногами. Это показывает то, что побуждение к выполнению задания начинает угасать, наступает, как выражается А. Карстен, явление психического пресыщения.
По мнению А. Карстен, подобные изменения поведения не только свидетельствуют о том, что побуждение к выполнению задания начинает угасать, изменения носят характер профилактических действий.
Руководитель записывает все изменения у каждого испытуемого, любые изменения мимики, поведения, высказываний, движений выразительных. При этом около каждого изменения записывается приблизительное время.
Спустя непродолжительное время (обычно оно составляет от десяти до пятнадцати минут), когда испытуемые начинают друг с другом разговаривать, шум в аудитории поднимается, некоторые начинают нервничать, даётся новая инструкция «Данное монотонное задание было вам дано для того, чтобы исследовать вашу выдержку. Если кто-либо хочет, может продолжить эксперимент.»
Реакция испытуемых различна, кто-то сердится, ворчит и прекращает эксперимент. У некоторых данный новый инструктаж приводит к новому осмыслению ситуации :«О, ну тогда другое дело», — часто высказывают. Такое осмысление возникшей ситуации приводит к тому, что вариаций становится меньше, они реже высказываются, а иногда и совсем исчезают.
После нового инструктажа руководитель группы записывает выраженную реакцию испытуемых, для себя отмечает, как и прежде, характер и время изменения в поведении или жестах.
Время окончания опыта не устанавливается. Как правило, испытуемые сами хотят закончить: «Может, хватит?». Но иногда испытуемые ведут себя по-другому и не собираются заканчивать эксперимент. Смысл в том, что некоторые меняют для себя суть задания. Об этом свидетельствуют как спонтанные жесты, высказывания, так и самоотчет экспериментируемых. «Я хотел увидеть, кому быстрее надоест, вам (руководителю эксперимента) или мне», или «Я хотел протестировать себя, как долго могу заниматься этим нудным занятием».
Продолжительность опыта варьируется от десяти минут до часа.
ВыводыПолученные данные позволяют сделать вывод о том, как быстро наступает психическое пресыщение при выполнении однообразной работы, о характере вариаций в работе, а также о том, каким образом введение дополнительной инструкции изменяет характер деятельности испытуемого.